'В России нет бесперспективных регионов'

Конгресс, организованный Пермским отделением Российского союза туриндустрии (РСТ) и поддержанный Министерством физической культуры и спорта Пермского края, так и именовался - «Развитие туриндустрии в регионах». Но разговор совсем не исчерпывался заявленной темой.

Не тайна, что, как ни развивай внутренний и въездной туризм, основной доход экспертам приносят всё-таки туры за предел, и неувязка демпинга и банкротств туроператоров тревожила подавляющее большая часть слушателей.

Были на конгрессе и практические семинары. К примеру, участники тщательно обсудили технологию сотворения веб-сайта туристской компании и технологию продаж туров в кредит.

И всё же главной темой оставалось развитие туризма в российских регионах. Как оказывается, в Пермском крае для этого кое-что делается и ещё больше планируется сделать, но до Татарстана и Бурятии Прикамью пока далековато.

Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туризма, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности:

- В России реальными центрами туризма являются лишь Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край, а для других регионов тема конгресса по-прежнему актуальна. Успешными можно именовать Татарстан, поточнее, его столицу Казань и Бурятию - благодаря Байкалу. Но в России нет бесперспективных исходя из убеждений туризма регионов. Всё зависит от способов продвижения. Карелия уже на данный момент от туризма получает больший доход, чем от деревообрабатывающей индустрии.

В 2013 году россияне сделали 18,5 млн туристских поездок за предел и 35 млн туристских поездок снутри страны. При всем этом существует тенденция понижения первых и роста вторых: за год количество выездов за предел сократилось практически на 15%, а внутренний туризм вырос на 12%.

Тормозом развития внутреннего туризма по-прежнему являются инфраструктурные препядствия, которые бизнес сам не решит. Единственный путь раз­вития внутреннего и въездного туризма - государственно-частное партнёрство.

Более симпатичным и многообещающим исходя из убеждений как туристов-соотечественников, так и гостей из-за рубежа Юрий Барзыкин считает экологический и экстремальный туризм. Не считая того, он уверен, что шансы на фуррор имеет лишь комплексное предложение, в каком кропотливо дозированы основная цель и бонусы: к примеру, тур по Строгановским местам плюс рыбалка либо йодобромное исцеление в санатории «Демидково» плюс Пермский театр оперы и балета.

Есть и остальные принципиальные тенденции: к примеру, развитие онлайн-продаж, повышение молодёжного туризма, в том числе за счёт муниципальных средств.

Спикер напомнил участникам конгресса, что, по данным ВЦИОМ, 49% россиян вообщем не путешествуют - нет средств. По мнению специалиста, это резерв, который нужно «раскручивать»: часть из этих людей совсем не бедные, просто так распределены ценности - поначалу шуба (либо машинка), «а позже куда-нибудь поедем». Таковой контингент, по мнению Барзыкина, можно «подтянуть», к примеру, благодаря корпоративным экскурсиям, которые стают всё наиболее популярными.

Юрий Барзыкин считает, что при наличии красивого потенциала Пермскому краю не хватает планомерной презентационной работы. Нужно активно участвовать во всех мероприятиях федерального уровня: конгрессах, выставках, муниципальных програмках.

Министр физкультуры и спорта Пермского края Павел Лях, выступавший прямо за Барзыкиным, ответил, что "мы - на старте системной работы по развитию туризма". По словам чиновника, уже сотворен совет по развитию туризма и особое подразделение в рамках министерства, принята краевая программа. Готовится укрупнённый продукт для роли в федеральной мотивированной програмке по развитию туризма. Для этого, по словам Ляха, со всех муниципалитетов собираются сведения о увлекательных объектах и пожелания по улучшению инфраструктуры. Так, уже понятно, что одним из пт укрупнённого продукта станет стройку автодороги до Вишерского заповедника - объекта завышенного внимания со стороны туристов, куда на данный момент можно добраться лишь по реке либо вертолётом.

Выработаны три главных направления вложения средств в развитие туризма: Кама и городка на Каме; Горнозаводский Урал и активный отдых - сплав, лыжи; Кунгур и Суксун - это направление соединяет курортное исцеление в Ключах и познавательные экскурсии. Базу данной нам концепции готовил коллектив кафедры туризма Пермского классического института.

Не считая того, планируется включение в краевой бюджет субсидий муниципалитетам на развитие туристской инфраструктуры и предпринимателям, развивающим туристские сервисы. Активируется информационно-имиджевая работа: с сентября начнётся государственное финансирование информационно-туристических центров, паспортизация маршрутов, установление туристской навигации на их.

Выступление Ляха дополнил краевой министр сельского хозяйства Иван Огородов, который сказал, что его ведомство создаёт систему преференций для фермеров, развивающих агротуризм, строящих гостевые домики и т. д. Отдельная финансовая помощь будет оказываться тем, кто обустраивает пруды, реставрирует храмы и т. п. Краевой минсельхоз хочет посодействовать туристской промышленности и благодаря роли в федеральной програмке «Сельские дороги».

По мнению Ивана Огородова, в географическом отношении главные направления вложения средств в развитие туризма - это Ильинский, Кунгур и Оханск вкупе с Очёром. В Кунгуре предлагается местным фермерам «встать» со своими бизнесами на трассе, ведущей к Ледяной пещере, в Оханске предполагается открыть лечебно-развлекательный пантоцентр на базе единственного в регионе хозяйства по разведению маралов «Оленья застава», также развивать хозяйство «Оханская подкова».

Слова обоих министров вызвали поток вопросцев со стороны представителей туристских агентств края. Так, исполнительный директор АНО "Предуралье" Галина Теклюк поинтересовалась, как быть с монументами природы Пермского края. Такие объекты, как Каменный город, гора Ермак, водопад Плакун, гора Колпаки, и подобные завлекают тыщи туристов, дохода от их нет ни копейки, а вред природе огромен. Взять гору в аренду нереально, а ведь ежели организовать автостоянку, подвоз дров, кемпинг, особые костровые места, туалеты, территория не захламлялась бы, а компания, управляющая инфраструктурой, могла бы получать доход и платить налоги.

Галина Теклюк, исполнительный директор АНО «Предуралье»:

- Эти объекты пользуются массовым спросом, но территория употребляется варварски, благоустройством занимаются только энтузиасты. Мы благоустроили автостоянку у Ермака, проложили маркированные тропы, оформили смотровую площадку. А что делать далее? Нет никаких законных оснований брать средства с туристов, у администрации природного заказника нет средств на содержание инфраструктуры, у поселения - тоже…

Та же картина на сплаве. Стоянки - это кошмар, хотя сплавные компании прибираются, как могут.

Нужно на муниципальном уровне решать, как быть с таковыми объектами. Должны быть экологические сборы, экологические посты, медпункты, дежурство МЧС, торговля, туалеты, подвоз дров, контроль за костровыми местами, информационная инфраструктура.

Павел Лях считает, что делему природных памятников, пользующихся массовым туристским спросом, решит тот «укрупнённый продукт», с которым Министерство физкультуры и спорта Пермского края надеется войти в федеральную програмку по развитию туризма в российских регионах.

Ещё одна неувязка, которая мешает развитию внутреннего туризма и о которой с горечью говорили мастера туристского рынка, - это накладность путешествий по России. Перелёт Пермь - Москва часто дороже, чем чартер в Турцию либо Египет. Юрий Барзыкин сказал, что неувязка древняя и популярная: за чартерные рейсы, в отличие от постоянных, не взимается НДС. На данный момент чрезвычайно нелегко проходит инстанции законопроект «Об основах туристской деятельности», который дает решения задачи. Но он уже два года не может пройти через Госдуму.

Положительный отклик вызвало выступ­ление Людмилы Сафоновой из Екатеринбурга, которая определила принципы устойчивого развития туристской отрасли.

Людмила Сафонова, эксперт Ростуризма:

- Принцип лояльности. Нам необходимо обучаться доброжелательности: мы неприветливы, нелюбезны. Какая разница, как готовят в ресторане, ежели официанты не улыбаются?

Принцип порядка. Нужно делать не то, что нам охото, а то, чего же от нас ожидают. Нужна стандартизация и сертификация экскурсоводов, лицензирование туристских компаний. На данный момент оно добровольное, а обязано быть неотклонимым.

Принцип обмена. У тебя с благодарностью берут, ежели ты с охотой отдаёшь. Чувственный обмен притягивает средства.

Людмила Сафонова напомнила, что ценности любителей путешествий изменяются: ежели ранее это было три S - Sea, Sun, Sand (море, солнце, пляж), то сейчас это три L - Lore, Landscape, Leisure (национальные традиции, пейзажи, покой). Это вселяет надежду на красивое будущее туризма в российских регионах.

Более образно главные принципы и задачи российского туризма обрисовал гость из-за рубежа.

Бернд Клаубе (Германия), интернациональный эксперт в сфере туризма, создатель книжки «50 мест в России, которые нужно посетить»:

- Я расшифрую слово «Туризм».

Т - транспорт, туалеты. Незапятнанный поезд, неплохой автобус, незапятнанный, вежливый, приветливый шофер. Для Перми это в особенности актуально, так как ваш вокзал и ваш аэропорт - это истинные бастионы, которые нужно преодолеть. Я каждый раз объясняю это своим туристам. Что все-таки касается туалетов, то вы сами всё лучше меня понимаете. На трассе Пермь - Чусовой нет ни 1-го туалета, в который можно зайти, не теряя уважения к для себя.

У - ухмылка, неповторимость. В Успенке мои гости рыдали: «Как прекрасно!» Это пермская неповторимость. Тут есть чрезвычайно много такового, чего же нет нигде больше.

Р - рестораны. У вас много прекрасных официанток, это приятно, но ни одна не говорит по-английски! Это нереально для себя представить нигде, даже в Африке. Это просто постыдно. Необходимо обучать людей, которые работают с туристами.

И - инициативы. Нельзя мыслить лишь о чаевых и делать лишь то, что оплачено. Нужно по своей инициативе помогать людям, которые приехали к для тебя в гости и полагаются на тебя. Никогда нельзя говорить «нет». Ежели приходится в чём-то отказывать, нужно делать это вежливо и изящно, чувственно восполнить отказ.

М - маркетинг. Нужно мыслить о Стране восходящего солнца и Китае. Сейчас во всём мире ездят по туристским объектам конкретно обитатели этих государств. Ежели о Перми выяснят в Китае, у вас будет стабильный туристский поток.

Германский эксперт запамятовал про буковку «З» в слове «туризм». Коллеги решили, что это, обязано быть, «забота». Эксперт не возражал.