Режим закрытого неба

Вчера премьер Дмитрий Медведев в процессе заседания правительства заявил, что Россия готовит меры, которые могут стать ответом на санкции ЕС против «Добролета». Рассматривается закрытие неба РФ для просвета в Азиатско-Тихоокеанский регион для европейских и американских компаний, изменение точек и входа в российское воздушное место, и выхода из него, также пересмотр правил использования транссибирских маршрутов. Но, уточнил премьер, меры еще не вводятся, они только «находятся на столе». В Минтрансе вчера только подтвердили получение поручения премьера о проработке мер. В ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и Росавиации комментировать санкции отказались. По словам источников «Ъ», пока ни ведомство, ни ФГУП поручений приготовиться к введению санкций не получали.

При всем этом ни чиновники, ни участники рынка не знают, как интерпретировать слова премьера: «То ли он имел в виду запрет только транссибирских маршрутов в Азию, или вообщем всего транзита в этот регион». Один из авиаторов говорит, что полный запрет «фактически значит закрытие воздушного места РФ». Большая часть иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты через Россию, следуют конкретно в Азию, при этом в большей степени по транссибирским маршрутам. Утраты западных перевозчиков в любом случае будут суровыми. По данным веб-сервиса Flightradar24, которые приводит Bloomberg, половину из 1,6 тыс. рейсов 39 компаний через Сибирь на прошлой недельке выполнили 14 европейских перевозчиков. Больше всего могут пострадать Air France-KLM Group, Finnair и Lufthansa. Вчера в Air France-KLM Group, Finnair и Еврокомиссии не ответили на запрос «Ъ», а в Lufthansa от комментариев отказались.

По словам источника «Ъ» в отрасли, ежели транссибирские перелеты закроют, иностранным перевозчикам придется прокладывать маршруты через Турцию - но там уже из-за обхода Крыма «наблюдаются пробки».

Собеседник «Ъ» в одной из российских авиакомпаний подсчитал, что каждый доп час полета в обход прямых маршрутов будет стоить около 90 тыс. руб. Пострадает и сама Россия, сначала «Аэрофлот», который лишится $300-400 млн роялти в год, также ФГУП «Госкорпорация по ОрРВД» (размер сборов с европейских компаний не раскрывается). Сама компания ситуацию не комментирует. Участники рынка колеблются, что Россия пойдет на твердые меры. Может быть, дело ограничится ростом ставок за аэронавигационное сервис, считает один из чиновников. Но тогда, согласно Чикагской конвенции, увеличатся ставки и для российских компаний.

Вообщем, в отношении украинских авиакомпаний Москва не колебалась. Им будет запрещено летать через Россию в Азербайджан, Грузию, Армению и Турцию. Дмитрий Медведев вчера произнес о этом как о свершившемся факте, но ни российские, ни украинские чиновники не смогли объяснить «Ъ», когда же решение вступит в силу. Пока разрешение на такие перелеты имеют украинские YanAir, «Днеправиа», «Международные авиалинии Украины» и Wizz Air Ukraine. В Министерстве инфраструктуры Украины заявили «Ъ», что пока официально уведомлений о прекращении полетов над территорией России не получали. Но в случае получения Киев готов к ответным мерам. Меж тем через Украину пролегают практически все российские рейсы в Египет, Израиль, Грецию, на Кипр и ряд остальных.

Еще больше негативных последствий в отрасли ждут в случае новейших санкций со стороны ЕС. «Летать в Испанию через Исландию мы не представляем себе вероятным, придется просто снять рейсы», - говорит источник «Ъ» в одной их больших авиакомпаний. Европейский рынок более маржинальный для российских перевозчиков, утратить его «означает остаться ни с чем», соглашается иной авиатор. Ощутимый урон российскому авиабизнесу будет нанесен и в случае наиболее мягенького ответа, к примеру в случае заморочек с поставками запчастей и техобслуживанием самолетов. Независящий эксперт Андрей Крамаренко подразумевает, что ответные санкции России ограничатся конфигурацией точек входа и выхода в ее воздушное место, что просто удлинит маршруты для иностранных перевозчиков. Пойти на наиболее твердые меры значит введение встречных санкций, что сначала больно стукнет по российским авиакомпаниям, согласен эксперт. Он отмечает, что практически 20% пассажиропотока приходится на европейские рейсы.

Юлия Галлямова, Егор Попов; Олег Гавриш, Киев