Книжные лавки научились отвоевывать читателя у веба

Английский книжный магазин Big Green Bookshop не может тягаться с Amazon. В его ассортименте только 7000 наименований, ну и домой книжки не доставляют. Но тут считают, что меньше - не означает ужаснее.

«Невозможно воспроизвести модель большой компании в малом масштабе, - говорит Тим Уэст, один из основоположников Big Green. - Вы не получите от издателей скидок за счет огромных размеров сделок, так что на огромную маржу рассчитывать не приходится». Магазин употребляет другую стратегию. Гостям практически раз в день дают развлекательные мероприятия - сценические представления, встречи библиофилов, а то и вечер в японском стиле с ролью Харуки Мураками. Эта стратегия становится все наиболее принципиальной составляющей бизнеса независящих английских книготорговцев, число которых за крайние восемь лет сократилось с 1535 до 987, т. е. на третья часть. Выжить становится все сложнее, магазины перебегают на онлайн-продажи, плата за аренду помещений становится все обременительнее, а конкурентнсть - все острее.

Waterstones, крайняя из оставшихся в Англии больших уличных сетей книготорговли, закрывает свои магазины один за одним, на данный момент их осталось всего 290. «Период с 2008 по 2011 г. был чрезвычайно сложным, - говорит Тим Уокер, обладатель 1-го из 2-ух оставшихся специализированных книжных магазинов в британском регионе Восточный Мидленд. - Но на данный момент к нам ворачивается уверенность в том, что мы делаем чрезвычайно принципиальное дело».

Традиционные магазины считают, что могут конкурировать с онлайновыми: хотя ассортимент у их не так велик, покупателю здесь проще найти нежданно увлекательное издание. «Amazon исходя из убеждений открытий - не самое подходящее место в отличие от неплохого обыденного магазина», - убежден Дуглас Маккейб, спец по книгоиздательскому рынку из Enders Analysis.

«Книжный магазин - магическое место, - уверен Уокер. - Клиент может придти сюда за новостью Дэна Брауна, а уйти с каким-либо справочником по грибам. В онлайн-магазине этого не могло бы случиться».

Независящие книготорговцы во многом полагаются на интуицию и чутье собственных служащих. «В нашем магазине нет ни одной книжки, о которой мы не могли бы поведать, - гордится Джейн Хау, обладатель магазина The Broadway Bookshop, размещенного в восточной части Лондона. - Весь ассортимент подбирался вручную. Сначала мы хотим предложить конкретно услугу».

Время от времени независящие торговцы получают помощь со стороны. Создатель триллеров Джеймс Паттерсон пожертвовал книжным магазинам 250 000 фунтов стерлингов. «Я чувствую свою обязанность участвовать в борьбе за их выживание», - объясняет писатель. Аналогичную акцию Паттерсон ранее выполнил в США, предложив $1 млн магазинам, где имеется секция детских книжек.

В ряде всевозможных случаев обычным независящим магазинам предоставляется возможность получать доход от онлайновых продаж. На веб-сайте Hive, принадлежащем оптовой компании Gardners, можно приобрести книжку, для получения которой нужно зайти в местный розничный магазин. Этот магазин получает надлежащие комиссионные. А на веб-сайте My Independent Bookshop, организованном издательством Penguin Random House, клиент получает рекомендацию зайти в возлюбленный розничный магазин.

В прошедшем году супермаркеты начали торговать книжками. Но в таковых местах традиционно представлено только несколько бестселлеров, а это не может заменить спец книжный магазин. И все таки почти все отраслевые специалисты предсказывают предстоящее сокращение розничного рынка, в особенности за пределами юго-западной части Великобритании.

«Сейчас книжная торговля занимает очень много места, - заявил прошлый управляющий одной из книготорговых компаний. - Спрос недостаточен, чтоб это окупалось».

FT, 5.08.2014, Александр Силонов