В распоряжении «Известий» оказались предложения по «большому налоговому маневру» Минфина, которые говорят ставки акцизов и экспортных пошлин на нефтепродукты. Согласно им экспортные пошлины на автобензин снизятся с 90% в 2014 году до 30% в 2017 году. В 2015 году ставка на него составит 78% от нефтяной, в 2016 году - 61%. Чтоб восполнить рост НДПИ на добычу нефти, Минфин дает к 2017 году уравнять акцизы на бензин по всем классам авто горючего до 4,5 тыс. рублей за тонну. Ранее планировалось, что в 2015 году акциз на бензин 5-го класса составит 7750 рублей, 2-го класса и ниже - 13 332 рубля.
Также предлагается понизить и акцизы на дизельное горючее: с запланированных 5244 рублей на «Евро-5» до 2,3 тыс. рублей в 2015 году, до 2,8 тыс. рублей на дизельное горючее всех классов в 2017 году. Производителям же нафты для нефтехимии, также авиакеросина правительство предложило восполнить убытки от налогового маневра методом введения налогового вычета, который покроет для их разницу меж экспортом и ценой внутреннего рынка.
Маржа производителей бензина и дизеля также свалится, но им никто разницу возместить не обещает. В итоге специалисты считают, что применение налогового маневра обернется ростом цен на заправках не на 1,5 рубля за литр в год, как предсказывает Минфин, а сходу на 3 рубля в течение первых 3-х месяцев 2015 года.
В пресс-службе Минфина «Известиям» подтвердили, что данные характеристики налогового маневра ориентированы в правительство для согласования со всеми ведомствами и участниками рынка.
По расчетам заместителя начальника отдела анализа и рекламных исследований Thomson Reuters Kortes Александра Шкурина, понижение экспортной пошлины и акцизов на бензин приведет к росту экспортного нетбэка приблизительно на 9% в 1-ые три месяца введения налогового маневра.
- Сейчас стоимость внутреннего рынка выше экспортного нетбэка, но в зимнюю пору потребительский спрос на бензин снутри страны падает. В итоге компании активно начинают экспортировать бензин, что будет выгоднее при падении экспортной пошлины на 12% в 2015 году и втрое в 2017 году. Экспортный нетбэк при текущих ценах на нефть и курсе бакса, но при новейших налоговых ставках 2015 года вырос бы на 8,7% для бензина Аи-95 и на 8,9% для Аи-92. При этом понижение акциза не компенсирует этого роста. Если б налоговая политика страны по предложенному сценарию поменялась бы уже сейчас, то бензин Аи-92 на бирже мог бы стоить 42 537 рублей за тонну заместо текущих 39 057 рублей, Аи-95 - 44 269 рублей заместо 40 721 рубля. При условии активного экспорта нефтепродуктов внутренний рынок становится дефицитным, что ведет к росту цен в опте. Рознице регуляторы не разрешают расти также стремительно, потому на АЗС цены плавненько будут ползти ввысь на 2-3 рубля за литр в течение I квартала 2015 года, - считает эксперт.
Дмитрий Махонин, глава управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС, оценивает положительно понижение пошлин и акцизов на дизельное горючее и бензин в рамках налогового маневра. По его мнению, резкого роста экспорта бензина и его недостатка можно будет избежать, ежели компании станут исполнять четырехсторонние соглашения по модернизации НПЗ.
- Это значит впору вводить новейшие мощности, увеличивающие создание бензина методом роста глубины переработки нефти. Тогда избытки можно будет расслабленно экспортировать. Ежели производители подымут цены на 3 рубля за литр в розницу, это не понравится ФАС, вопросец придется внимательно изучить, - отдал осознать он.
Со собственной стороны, представитель Минэнерго признает, что в 2015 году маржа нефтепереработки может усугубиться по сопоставлению с 2014 годом, но остается на применимом уровне, что дозволит обеспечить надежное топливообеспечение субъектов РФ опосля реализации маневра.
- Создание бензина 4-го и 5-го классов вполне удовлетворит потребности внутреннего рынка в 2015 и 2016 годах, что дозволит отрешиться от бензина «Евро-3». Для минимизации негативных эффектов «маневра» Минэнерго считает нужным скорректировать четырехсторонние соглашения с нефтяными компаниями, прописав в их ценность поставок горючего на внутренний рынок до его насыщения и поддержать проект ВНКХ «Роснефти» для выравнивания цен на горючее на Далеком Востоке. Не считая того, Минэнерго подтверждает необходимость проработки вопросца отрицательного акциза (субсидии) на нафту и керосин, - заявил «Известиям» представитель ведомства.
В документах Минфина акциз на нафту в 2015 году должен составить 11,3 тыс. рублей заместо предполагаемых ранее 13 502 рублей, в 2016 году он составит уже 10,5 тыс., в 2017-м - 9,7тыс. рублей за тонну сырья. Но эта величина будет умножена на коэффициент вычета для размера сырья для нужд нефтехимии. В 2015 году коэффициент составит 1,37, в 2016-м - 1,6, в 2017-м - 1,94. Для керосина, для которого ранее акциз не применялся, ставка акциза составит 2,3 тыс. рублей в 2015 году, 3 тыс. - в 2016-м и 2,8 тыс. рублей - в 2017 году - по типу дизельного горючего 5-го класса. Но вычет в 2; 1,84 и 2,08 единицы и субсидия соответственно по годам будет применяться лишь для размеров керосина, который нефтяники реализуют для нужд российских авиакомпаний.
Как разъяснил «Известиям» вице-президент по стратегии и инвестициям Объединенной нефтехимической компании (ОНК) Андрей Ворогушин, коэффициенты представляют собой механизм компенсации отрасли нефтехимии в связи с ростом экспортного паритета (а следовательно, цен внутреннего рынка) на нефтехимическое сырье - нафту и бензол.
- Компенсация будет в виде вычета из суммы налоговых платежей нефтяных компаний при продаже ими сырья для нефтехимической переработки. Они сумеют продавать сырье нефтехимикам по прежним ценам, получая при всем этом таковой же доход, как и в случае экспорта. Компенсация предлагается по фиксированным на три года характеристикам, утвержденным на 2015-1207 годы, - разъясняет Ворогушин. - Риск для нефтехимии состоит в том, что ежели макроэкономические характеристики (цены на нефть, курс рубля) значительно поменяются, то компенсации могут не сработать. Экспортные пошлины пересчитываются каждый месяц в зависимости от цен на нефть и курса валют к рублю, а компенсация фиксируется. ОНК и остальные нефтехимические компании давали пересчитывать компенсацию по формуле каждый месяц, как и пошлину, или минимум каждый год. Но это предложение не встретило осознания у Минфина. Сейчас ежели цены на нефть либо курс бакса резко возрастут, ветвь может начать нести утраты либо остаться без сырья.