Мы в эпицентре революции, - утверждает исполнительный директор Santander UK Виктор Матарранс. - Целое поколение работает на мобильных устройствах». Новейшие технологии обещают переворот в банковском розничном обслуживании: клиенты будут получать предложения кредита, не успев зайти в магазин, и оплачивать покупки, не вынимая кошелька. По оценке Английской банковской ассоциации и EY, в Англии каждый день с мобильных устройств и через интернет-банкинг совершаются платежи на 1 миллиардов фунтов ($1,7 миллиардов) и поболее 15 000 человек закачивают банковские мобильные приложения.
Большим английским банкам не до инноваций. HSBC, Royal Bank of Scotland, Barclays и Lloyds Banking Group, контролирующие 70% розничного рынка, растрачивают IT-бюджеты на улучшение компьютерных систем, чтоб соответствовать требованиям надзора. Но они начинают давать клиентам sms-платежи, для проведения которых нужен лишь номер мобильного телефона получателя. Скоро заплатить чеком можно будет, сфотографировав его и отослав со телефона. Barclays развивает технологии, дозволяющие идентифицировать клиента по голосу, чтоб не растрачивать время на контрольные вопросцы.
Самые изобретательные - маленькие или сильно пострадавшие в кризис банки. «Много инноваций в Испании, где банки были в шаге от погибели и пришлось что-то придумывать», - отмечает Алекс Брей из конторы по производству денежного софта Misys.
У польских банков BPH и Getin возникли банкоматы, идентифицирующие клиентов по скану кровеносных сосудов на пальцах. Испанский CaixaBank закупил для клиентов 15 000 браслетов, позволяющих оплачивать покупки с пары кредиток, не доставая кошелька.
«Многие розничные банки до этого времени не поняли полностью разрушительные последствия цифровых технологий», - отмечает аналитик Forrester Research Оливия Бердак.
Банкам также придется научиться обеспечивать сохранность клиентских данных, чтоб те не нервничали из-за вероятных утечек. Клиентам нравятся технологии, экономящие время, к примеру внедрение биометрических данных для идентификации либо бесконтактные платежи. Но сервисы, основанные на отслеживании банками местоположения клиента в настоящем времени, их настораживает. «Мы не можем рассчитывать на то, что клиенты захочут делиться с нами настолько интимными подробностями», - говорит управляющий IT-подразделения RBS Саймон Манамара.
Может быть, банкам придется спрашивать согласия клиентов на внедрение таковых данных, отмечает Стив Эллис из Wells Fargo. «Проблема огромного брата может отпугивать клиентов», - говорит он. В осеннюю пору Wells Fargo запускает програмку, позволяющую клиентам заходить на веб-сайт банка с помощью систем, распознающих глас и лицо. Банк также работает над програмками, распознающими клиентов по сосудам глазного яблока.
Испанский BBVA тестирует систему, использующую сигнал GPS, исходящий со телефона клиента, чтоб удостовериться, что он находится в магазине, где оплачивается покупка. Wells Fargo, Bank of America и украинский Приватбанк разрабатывают приложения для Гугл Glass. Эти приложения определяют положение клиента и, ежели он находится, к примеру, в авто салоне, ему там же будет предложен кредит на различные авто. Есть приложение для Гугл Glass и у CaixaBank - с конвертером валют и поиском отделений.
FT, 05.08.2014