Китайская Alibaba готовится к наикрупнейшему в истории IPO

18 сентября. В ночь на пятницу по столичному времени наикрупнейший китайский интернет-ритейлер Alibaba определит стоимость собственных акций и окончит сбор заявок от инвесторов на их покупку в рамках размещения бумаг на Нью-Йоркской фондовой бирже. В случае фуррора торги акциями начнутся в пятницу под тикером «BABA», а IPO станет самым масштабным в мировой корпоративной истории.

Общий размер завлеченных средств может достичь $25 миллиардов. А стоимость компании при размещении по наибольшей стоимости достигнет $167,6 миллиардов. Alibaba станет 36-й в рейтинге самых дорогих компаний мира, опередив горнорудный концерн BHP Billiton и мало уступив Samsung. Таковая капитализация соответствует, к примеру, суммарной стоимости McDonald's и «Газпрома». Чтоб обойти по стоимости социальную сеть Facebook, котировкам китайской компании довольно будет подняться на 16%.

Фаворит по IPO

16 сентября Alibaba Group установила границы ценового коридора собственных акций перед IPO в $66-68 за бумагу. Из-за высочайшего спроса со стороны инвесторов границы пришлось сдвигать, начальный спектр был на уровне $60-66 за акцию.

Без учета опционов банков-андеррайтеров размер размещения составит $21-21,7 миллиардов. Из их сама Alibaba получит $8-8,3 миллиардов. Ее южноамериканский акционер - концерн Яху - заработает на IPO $8-8,2 миллиардов. Глава совета директоров Alibaba Джек Ма продаст бумаги на $867 млн, его заместитель Джо Цай получит $289 млн, а инвестфонд Silver Lake реализует бумаги на $279 млн.

Банки-организаторы получили право на выкуп у продающих акционеров 48 млн акций Alibaba. Ежели опцион реализуют, то компания и ее акционеры заработают еще $3,1-3,2 миллиардов.

Соответственно, размер завлеченных средств может достичь $24,2-25 миллиардов, и размещение Alibaba затмит по масштабам IPO Сельскохозяйственного банка Китая, который в 2010 году привлек $22,1 миллиардов.

Сделка станет наикрупнейшей в истории биржевых размещений и намного затмит самое огромное технологическое IPO - Facebook, которая завлекла $16 миллиардов.

Бизнес Alibaba

Alibaba - китайская компания, работающая в сфере интернет-коммерции. Группа владеет своей электронной платежной системой Alipay, также заведует интернет-магазинами Taobao.com и AliExpress. По данным, компания планирует расширение работы в России за счет партнерства с оператором экспресс-доставки Pony Express Олега Дерипаски.

Выручка китайского концерна за 2014 год денежный год (с 31 марта 2013 года по 31 марта 2014 года - ред.) составила $8,4 миллиардов при прибыли на уровне $3,8 миллиардов.

Наикрупнейшими акционерами компании является SoftBank - он не будет участвовать в IPO, но его толика в компании снизится с 34,1% до 32,4% Яху в итоге IPO понизит свою долю с 22,4% до 16,3%. Джек Ма будет держателем 7,8% акций (понизит долю с 8,8%), у Джо Цая остается 3,2% (с 3,6%).

У Silver Lake будет 2,2%, а не 2,5% Инвесторами Alibaba Group также являются гонконгский инвестор Ли Ка-Шин, фонд Siguler Guff и группа Pavilion Capital.

Alibaba Group подавала заявку на проведение первичного размещения акций на бирже 6 мая. IPO пройдет на Нью-Йоркской фондовой бирже 19 сентября. В рамках road-show инвестконсультанты компании объехали весь мир и провели около 100 встреч с инвесторами в США, Европе и Азии.

Опасности и способности

Малый размер заявки на акции на 1-го инвестора составляет $257 тыс. На IPO «тепло» реагируют и институциональные, и личные инвесторы, заявок на роль много, говорит управляющий директор China Merchants Securities Рональд Ван.

«Я был бы доволен, даже ежели стоимость акций была б чуток выше заявленного диапазона», - признается управляющий Clough Capital Эрик Брок. «Мы считаем, что ценовой спектр в $66-68 за акцию существенно недооценивает потенциал роста компании», - согласны специалисты CRT Capital, которые установили рейтинг для акций Alibaba на уровне «покупать».

Но управляющий директор CM Research Сайрус Мевавалла не делит оптимизма коллег: «С одной стороны, пришло время сектора электронной коммерции, а компания является фаворитом в этом секторе. С иной стороны - за ее спиной много тревожных сигналов».

По мнению Трипа Чаудри из Global Equities Research, фуррор Alibaba во многом зависит от того, как компания сумеет конкурировать с конкурентами за пределами Китая. «Она обязана доказать, что лучше Amazon.com, Гугл, Facebook, Twitter с интернациональным присутствием. Но мы до этого времени не лицезреем инноваторского подхода», - предупредил эксперт.