Пекин стремился избежать масштабных программ по стимулированию экономики, которые посодействовали бы убыстрить ее рост в короткосрочной перспективе, но помешали попыткам провести наиболее длительные реформы. В этом году правительство направляло кредиты на стройку жилой недвижимости и стальных дорог. Но в первый раз с 1998 г. Китай может не достичь цели по росту ВВП, которая в этом году составляет 7,5%. В выходные были размещены данные, согласно которым промышленное создание в августе вросло на 6,9% по сопоставлению с августом 2013 г.; это малое значение со времен денежного кризиса.
Сейчас властям нужно решить, использовать ли наиболее значительные меры, к примеру, понижение процентных ставок, либо смириться с наиболее медленным экономическим ростом, пишет The Wall Street Journal. «Есть нижний уровень, который они не потерпят, - считает экономист Capital Economics Джулиан Эванс-Притчард. - Но мы его еще не достигли».
Управление Народного банка Китая (НБК) длительное время настаивало на денежных реформах. Они должны были подстегнуть конкурентнсть меж наикрупнейшими госбанками и содействовать росту покупательной возможности населения. Для этого НБК планировал предоставлять банкам займы по сниженным ставкам и право самим решать, как выдавать кредиты. Предполагалось, что они будут одалживать больше средств коммерческим компаниям, а не вкладывать их в муниципальные проекты с низким уровнем риска.
Китай готов снять ограничения на ставки по депозитам и смягчить требования к банковским резервам →
Также финансовая реформа подразумевает либерализацию ставок по банковским депозитам, что обязано произойти в последующие два года. На данный момент ставки не должны превосходить 3,3%, что обеспечивает банкам дешевенький источник фондирования. Ежели ставки повысятся, банкам придется лучше анализировать опасности. По мнению экономистов, они станут почаще выдавать кредиты личным заемщикам под наиболее высочайшие проценты, а не своим главным клиентам - госкомпаниям. Но это может плохо отразиться на экономическом росте в короткосрочной перспективе. Пока же, отмечает экономист UBS China Тао Вань, деяния НБК ориентированы на стимулирование экономики.
В отличие от западных центробанков, НБК не является независящим институтом, потому десятилетиями давал указания банкам выдавать кредиты, обусловленные политическими интересами. Как узнала WSJ, то же вышло и с первым кредитом, выданным в рамках новейшей программы. Займ в размере 1 трлн юаней ($162 миллиардов) получил Китайский банк развития, занимающийся привлечением средств для инфраструктурных проектов. Как поведали газете китайские чиновники и экономисты, знакомые с ситуацией, руководители банка лоббировали выделение ему кредита по сниженной ставке. В итоге, по словам чиновников, Госсовет Китая отдал указание НБК предоставить Китайскому банку развития кредит под 4,5% (что значительно ниже текущих ставок) для целей стимулирования экономики.
«Никто больше не ожидает роста ВВП на уровне 10%, но есть крупная неопределенность относительно того, как произойдет переход от модели роста, основанного на капиталовложениях», к модели, где главным движком экономики является потребление, отмечают аналитики Gavekal Dragonomics....