За два неполных месяца, с середины июля, обанкротились 10 российских туроператоров, в том числе большие. Неоплаченными остались сотки счетов греческих компаний и российских авиаперевозчиков. Лишь за последнюю недельку обанкротились две компании - «Южный крест» и «Солвекс-Турне».
Предпосылкой стали пробы нарастить оборот за счет понижения цен на пакет туристских услуг, и в итоге заместо покрытия убытков росли утраты, в итоге приведшие к банкротствам.
Миллионные утраты
«Как работать? Нет туроператора, от банкротства которого мы бы не утратили средства. Даже 'Атлас' - имел от нас одну бронь, 900 евро мы утратили. Нужно к батюшке, к священнику идти. Большой долг со стороны всех обанкротившихся компаний», - произнес Акритидис.
По его словам, на данный момент он обязан идти на програмку hair cut с гостиниц - забирать 5% с оборота. «Возможно, тогда получится закрыть часть дыры в бюджете. Я не могу все дать. Что далее делать? А персонал? Закрыть компанию - это нереально. Кто не согласится - я ему оставляю 12% долга. На последующий год, на два, на три года», - сказал предприниматель.
Сегоднящая ситуация, по его словам, имеет огромную предысторию, которая начинается с 1990 годов.
«Тогда у нас были твердые условия: есть предоплата - есть бронь, нет предоплаты - нет брони. Но позже некие соперники, в надежде перехватить туроператора, давали ему кредит, давали возможность оплачивать опосля завершения сезона. В итоге мы все поголовно вынужденно отправь на это. Начиналось все последующим образом: 'мы с вами сотрудничаем, хорошо, мы оставляем для вас 50 тыщ в кредит'. Позже в связи с тем, что обороты поднимаются - 'мы для вас оставляем 100 тыщ в кредит, мы для вас оставляем 200 тыщ', и это пошло бесконечно», - произнес Акритидис.
По его мнению, в этом году было много неблагоприятных для рынка причин. «Это и санкции, и демпинг со стороны туроператоров - 'покупаем за рубль, продаем за 80 копеек', который делает кассовый разрыв. Из-за санкций люди стали бояться путешествовать, откладывать поездку из-за неопределенности. Это сделало у туроператоров чрезвычайно большой кассовый разрыв. Вышло так, что сейчас кто-то мне должен, например, 100 евро, я говорю - 'завтра я туристов не принимаю, так как у тебя завтра заезд на 10 евро'. Он мне отвечает - 'я должен заплатить авиакомпании, я тебя прошу', и практически в течение недельки долг из 100 евро стают 200. Скажете - виноваты все? Виноваты все. Так это создалось», - увидел Акритидис.
Ситуацию на рынке и переход на предоплату греческие бизнесмены дискуссируют. «У нас мечта, чтоб закончился этот сезон, чтоб закончилось это схватка, чтоб осознавать, что мы должны делать завтра. Мы каждый день боремся с тем, чтоб лишь выжить сейчас в данной для нас ситуации. Когда нам должны операторы из России, то, соответственно, на нас жмут и тут - и отельеры, и перевозчики, и экскурсоводы. Туристов нужно обслуживать, это делают люди, которые тоже должны получать зарплату. Ты же не скажешь сотруднику - 'получи зарплату через год, когда я получу средства. Ежели получу', - произнес Акритидис.
Поменять порядок работы придется. 'Другого выхода нет. По другому, в долг, всегда работать нельзя. Почти все гостиницы, 80%, на будущий год не поднимают стоимость, стоимость для российского рынка остается прежней, это чрезвычайно принципиально. Ежели и поднимают, то это мало, инфляционные 2-3%, которые значимой роли не играют', - добавил он.
'Мы собираемся кардинально поменять работу на российском рынке. Мы создаем собственный продукт, который запустим в последующем году. Он дозволит убрать опасности туриста утратить средства, вполне гарантировать настоящий отдых без каких-то заморочек. Нереально будет и демпинговать', - произнес Акритидис.
Что делать с туристами
Туристы обанкротившихся туроператоров могут остаться в гостиницах без доборной оплаты до прилета эвакуационного самолета 'Турпомощи'. Доплатить придется тем, кто решит остаться, так как вывозить их позже будет тяжело.
'Мы ждем 'Турпомощь', когда прилетит самолет за людьми. Ежели нам объявят, что самолет прилетит завтра с утра, и кто-то решит остаться, то завтра мы к нему подойдем за средствами. Но, во-1-х, ему создадим скидку на оставшиеся дни, и во-2-х, мы даем сертификаты на скидку от 20 до 30% на последующий год в тот же период', - произнес Акритидис.
От 'Южного креста' в Греции было 3,6 тыщи туристов. По полосы 'Солвекса' компания воспринимала около 200 туристов. При всем этом есть и отдельные жалобы на выселение, но это единичные случаи. 'Я слышал парадоксальные вещи - выселяют гостиницы, которым впрямую заплатил 'Солвекс'. Я пока не сумел подтвердить это', - произнес предприниматель.
Акритидис заявил, что его компания на российском рынке 21 год. 'Когда банкротился 'Лабиринт' либо 'Нева', я не слышал кардинально отрицательных отзывов о 'Амботисе'. Мы приняли все на себя, и это были огромные средства. Но это не может идти нескончаемо, мы не нефтяная компания. Естественно, мы пробовали позже с нашими партнерами-операторами предугадать некие вещи, и попали в капкан - ты требуешь, а он не платит. Ты со собственной стороны должен отельерам, а они для тебя не прощают', - увидел он.
По мнению предпринимателя, в сложившейся ситуации есть и вина туристов: 'Идя в отель '5 звезд' и покупая тур за три копейки, они отлично должны осознавать, что ежели он стоит тыщу, а они приобретают его за триста, означает кое-где есть некий подкол, другими словами на каком-то отрезке пути его могут подвести'.
Операторов подвели амбиции
Банкротство большинства российских туристских компаний Акритидис связывает с 'наигрубейшими ошибками' бизнеса. Случаи мошенничества, по его данным, единичные.
'Стратегические операторы, которые, к огорчению, закрылись, и я не знаю, кто еще может закрыться на данном шаге, - они по собственной сущности не аферисты. Это не 90-е годы, когда туроператор собирал средства, а позже с средствами уходил. Эти компании за счет оборотных средств пробуют всегда выжить, выстоять, удержаться на плаву. И почти все бизнесмены заложили свои дома, имущество. Я лично их как предпринимателей обвиняю в том, что они плохо вели бизнес. Как людей - не могу обвинять. Они бойцы, они до конца боролись, спасти компанию, сделать так, чтоб с туристами было отлично. Но не вышло', - произнес он.
Пробы повысить оборот за счет понижения цен он считает ошибочными. 'Условно - есть некий греческий полуостров и есть российский рынок, с 5 миллионами туристов, имеющих возможность заплатить. Этот полуостров может принимать из России 20 самолетов, но амбиции у операторов значительны, и они ставят 50 рейсов. И за счет что это заполняется? За счет того, что можно уничтожить цены, понизить цены, и пробовать всегда создавать оборотные средства. Это именуется пирамида', - считает Акритидис.
По его оценке, поток с российского рынка в этом году свалится минимум на 25%, но в плане оборотных средств - практически на 50%.
У гостиниц пока все благополучно
При всем этом, по его данным, у греческих отельеров маленькой процент прямых утрат, туристов же обанкротившихся российских компаний они принимают в основном за счет греческих туроператоров. 'Чрезвычайно не много гостиниц пошло навстречу с маленький скидкой для тех туристов, которые уже живут либо заезжают', - произнес глава компании.
Но ежели на главных туристских направлениях август для отельеров закончился благополучно, и 'некие были даже рады произошедшему, так как перепродали номера', то сети гостиниц на узкопрофильных рынках, в отдаленных регионах, к примеру, на Пелопоннесе, пострадали. 'Туда летают, к примеру, лишь из Великобритании и России. Ежели убрать российский рынок, то британцы, ежели они заявили один самолет (чартер с туристами - ред.), в августе не сделают два, даже ежели освободились номера. Быть может маленькое повышение - 5-10%, но не больше', - объяснил Акритидис.
Популярные у туристов острова - такие, как Крит, Родос, Кос, в августе смогли перекрыть и аннуляции, и даже незначительно подзаработать за счет роста евро туриста и греческого. 'В этом году как никогда за крайние три года в 1-ые 20 дней августа было чрезвычайно много отдыхающих греков', - сказал Акритидис.
В крайние годы внутренний туризм в Греции резко сократился из-за экономического кризиса.
Утраты у гостиниц будут в предстоящей перспективе, когда поток туристов падает, не получится возместить вполне утраты от отмены брони номеров, предназначенных под российский рынок.
Некие гостиницы получили не только лишь оплату за весь этот год, но даже депозиты на последующий год. Это зависит не только лишь от возможности торговаться: 'Есть твердые гостиницы, но есть и гостиницы главные, на которые бросаются все операторы. С определенными сетями желают работать все. И отельер, во-1-х, поднимает цены, во-2-х, играет как комфортно ему, просит средства вперед'.
Но не у всех положение благополучное. 'Наиболее 300 гостиниц в Греции на данный момент находятся в глубочайших кредитах и в руках банков. Другими словами и отельеры уже в безвыходной ситуации. Всего в Греции от 8 до 9 тыщ гостиниц, не считая совершенно мелкие, 'одной звезды', - произнес Акритидис.
По его мнению, греческое правительство за много лет не сумело сделать предпосылки для зимнего туризма. 'Греция предрасположена к тому, чтоб у нее было огромное количество туристов и в зимнюю пору. У нас огромное количество археологии, у нас есть горнолыжные курорты, паломнические туры - тыщи монастырей. Но никогда никому это не было любопытно. На данный момент в крайние годы пробуют что-то сделать, но пока не выходит. Ежели я даже договорюсь с отельером, и он оставит отель открытым в зимнюю пору, то вокруг все закрыто? Я уговорил собственных друзей приехать в зимнюю пору. Они 10 дней были в Арахове - и никуда не выйти. Обязана быть инфраструктура - таверны, бутики, кафе. Все соединено. Должен быть построен отель на две-три тыщи номеров, тогда и предприниматель сумеет открыть кафе, бутик, магазин, так как клиентура покажется', - считает предприниматель.