Как сказала в среду китайская газета The China Daily со ссылкой на Муниципальный комитет по развитию и реформам КНР (ГКРР), регулятор ведет антимонопольное расследование в отношении наиболее чем 1 тыс. авто компаний. Расследование ведется в отношении как китайских, так и иностранных автопроизводителей, поставщиков и продавцов. Исходя из убеждений китайского регулятора, компании неоправданно завышают цены на продаваемые ими на местном рынке авто. Невзирая на то что большая часть из их производит свою продукцию в Китае, что обеспечивает достаточно низкую себестоимость, цены на машинки нередко находятся на европейском и южноамериканском уровне. «Наша цель - отдать возможность жителям Китая брать качественные авто по ценам, не худшим, чем на остальных рынках»,- цитирует The China Daily представителя ГКРР. Как заявила доктор Джессика Су из Китайской академии публичных наук, доказательств для расширения расследования у китайских властей довольно: «Такое поведение со стороны автопроизводителей препятствует конкуренции и вредит клиентам. Если б такие деяния имели место в США, ЕС, Стране восходящего солнца, Южной Корее либо на остальных рынках, это, непременно, стало бы предпосылкой антимонопольного расследования».
Расследование в отношении автопроизводителей велось китайскими властями с 2011 года, но в ближайшее время оно активировалось. В воскресенье GM сказала о том, что в ее китайскую дочернюю компанию Shanghai GM, совместное предприятие с компанией SAIC Motor, обратился за объяснениями NDRC. В прошлую среду китайские власти заявили о том, что нашли нарушение китайского антимонопольного законодательства со стороны компаний Ауди и Chrysler и хотят назначить им наказание. Сейчас Ауди и ее китайский партнер FAW признали нарушения китайского антимонопольного законодательства со стороны их совместного компании: «Совместное предприятие Ауди FAW-Volkswagen во время расследования полностью сотрудничало со следствием и признает штраф»,- говорится в заявлении. По данным китайских СМИ, штраф может составить 1,8 миллиардов юаней ($292 млн), что соответствует 1% оборота Ауди в Китае в 2013 году. Это самый легкий вариант, наибольший штраф может достигать 10% оборота. В июле и начале августа почти все автопроизводители, в том числе Ауди, Мерседес-бенз, Ягуар Land Rover, Chrysler, Тоета, Honda и Бмв, объявили о понижении цен на авто и запасные части из-за расследования.
В прошедшем году в Китае было продано 22 млн каров, и этот рынок является чрезвычайно принципиальным для иностранных автопроизводителей. Местные автопроизводители пока не могут конкурировать с иностранными: по данным Китайской ассоциации автопроизводителей, в первом квартале сегодняшнего года на местных производителей пришлось только около 20% продаж.
В ближайшее время в целом активировались пробы китайских властей привести деятельность иностранных компаний, работающих в стране, в соответствие с принятыми в 2008 году антимонопольными правилами. На данный момент антимонопольное расследование, ранее начавшееся в авто и телекоммуникационной сферах, распространяется и на остальные отрасли. Как заявил The China Daily представитель ГКРР, расследования не имеют целью какую-то определенную сферу либо производителей из некий страны: «Во почти всех сферах расследования начались с китайских компаний и позже были всераспространены на иностранные». Также он добавил, что следствием были обнаружены случаи нарушения антимонопольного законодательства и со стороны китайских муниципальных компаний. В конце июля NDRC обвинил производителя чипов компанию Qualcomm в завышении цен на «базовые патенты» и злоупотреблении своим рыночным положением. Тогда же в рамках антимонопольного расследования была проведена проверка кабинетов Microsoft в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и Чэнду.
Яна Рождественская