Россия и Чехия договорились о либерализации 1-го из самых фаворитных европейских авиамаршрутов Москва-Прага. С весны 2015 года 2-ые назначенные перевозчики (на этот статус от России претендуют «Трансаэро» и «Сибирь») сумеют делать по семь доп рейсов в недельку. Но поток российских туристов в Европу на фоне сложной политической и экономической ситуации слабнет: по оценкам, загрузка на рейсах в Чехию сократилась на 30%. Специалисты рассчитывают, что ситуация может улучшиться только в последующем году.
Авиационные власти России и Чехии на прошлой недельке договорились, что на маршруте Москва--Прага могут показаться 2-ые перевозчики, сказали «Ъ» источники, близкие к переговорам, и подтвердили в управлении гражданской авиации Чехии. С весенне-летнего расписания 2015 года 2-ая назначенная авиакомпания сумеет раз в неделю делать семь рейсов. На данный момент полеты по этому маршруту 28 раз в недельку на паритетной базе выполняют «Аэрофлот» и Czech Airlines. Прага также достигнула расширения маршрутной сети в российских регионах, получив право летать в Воронеж, Волгоград и Казань, поведал «Ъ» один из источников. Не считая того, российские перевозчики получили в Чехии «пятую свободу воздуха», позволяющую авиакомпании брать в стране пассажиров и грузы для предстоящей перевозки.
Либерализация авиаперевозок на пражском направлении интересует российские авиакомпании не 1-ый год. В «Трансаэро» и «Сибири» (работает под брендом S7) заявили, что будут претендовать на эти рейсы. В «Трансаэро» «Ъ» сказали, что уже «почти 10 лет молвят о необходимости назначения второго постоянного перевозчика на этом маршруте, потому что он пользуется завышенным спросом». Но вопросец повсевременно откладывался, и сегодняшнее решение также «болезненно далось чешской стороне», отмечает один из источников «Ъ». «Это еще увлекательнее российским авиавластям: Чехия пока не готова выставить на маршрут перевозчика, аналогичного российскому»,-- объясняет он. Одним из вероятных претендентов с чешской стороны является компания Travel Service. Вчера ее представитель не ответил на запрос «Ъ».
Но пражское направление, за которое боролись компании, может быть, уже несколько теряет привлекательность. «На фоне девальвации рубля и экономической непостоянности на европейских направлениях наступил сложный период,-- говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин,-- загрузка в среднем свалилась на 20-40%, а на маршрутах в Чехию - на 30% от уровня 2013 года». Но с началом летнего сезона 2015 года отложенный спрос вероятнее всего возвратится, считает он. Источник «Ъ» в «Аэрофлоте» отметил, что, невзирая на маленький прирост на рейсах в Прагу сначала года, крайние несколько месяцев был отмечен спад пассажиропотока «на несколько процентных пунктов». Это, по его словам, вынудило Czech Airlines уменьшить провозные емкости. В пресс-службе чешской компании отметили, что «нынешний кризис на Украине чрезвычайно плохо отразился на спросе пассажиров на перевозки из России в Чехию, в том числе на пражском направлении». «Если в наиблежайшие месяцы ситуация не поменяется, то навряд ли стоит ждать роста пассажиропотока на этом направлении»,-- добавили в компании. При всем этом компания уже обновила сетку тарифов, расширив предложения, в том числе на российском направлении.
Источник «Ъ» в «Аэрофлоте» добавил, что приход новейших перевозчиков не приводит к резкому понижению цен. По его словам, вероятный уход пассажиров к соперникам «Аэрофлот» планирует восполнить за счет транзитного пассажиропотока. Независящий авиаэксперт Андрей Крамаренко припоминает, что маршрут из Москвы в Прагу один из немногих, где до этого времени работали два перевозчика, при этом из 1-го авиационного альянса. По его мнению, прошлые этапы либерализации европейских маршрутов приводили к росту пассажиропотока по сиим фронтам в среднем на 30-40% по итогам первого года полетов. По оценкам Дмитрия Горина, с приходом новейших авиакомпаний на европейские направления средняя стоимость на авиабилет понижалась приблизительно на 2 тыс. руб.
Елизавета Кузнецова